Премьера "Антихриста" на Каннском фестивале 2009 года разделила кинокритиков и почитателей художественного кино на два лагеря: одни называли фильм провальным, открыто заявляя, что фон Триер окончательно лишился остатка здравого ума после долгой депрессии, другие же увидели в фильме шедевр. Масла в огонь подлил сам датский скандалист, который на своей пресс-конференции назвал себя "лучшим режиссёром в мире". Художник продолжает дразнить критиков демонстративным безразличием к их мнению. Чего ещё ожидать от режиссёра, который в юности пережил издевательства со стороны прессы, а впоследствии стал бесспорным кумиром вчерашних хулителей. "Антихрист" стал пощёчиной общепринятым художественным вкусам. На первый взгляд, фильм рассказывает обычную, хотя и очень грустную историю потери супругами маленького ребёнка. "Жена" обвиняет себя в смерти сына. "Муж" - психотерапевт - самоуверенно считает, что может вывести женщину из её тяжёлого эмоционального состояния. В терапевтических целях супруги отправляются в собственный лесной домик названный "Эдемом".
Вот там и разворачиваются загадочные и шокирующие события, которые и вызывали столько споров среди почитателей кино. После того, как "Муж" (герои фона Триера не имеют имён) узнаёт, что его "Жена" уже давно блуждает в дебрях собственного безумия, цивилизованные отношения отступают перед силами природных инстинктов, которые не только пугают своей дикостью, но и способны убивать. Благодаря бурной фантазии фон Триера, фактически каждый зритель "Антихриста", особенно тот, кто "разбирается в кино", получит безгранично широкое поле для собственных интерпретаций. Скажем, феминистически настроенная женщина найдёт в фильме мизогинию, а критика узнает явные и скрытые цитаты из Тарковского (которому и посвящён "Антихрист"). Остальные продолжат ломать себе голову над сложной (псевдо) символикой фильма.
Фильм завораживает невероятной красотой и выразительностью изображения, чего фон Триер добился с помощью новой цифровой камеры "RED". В конце стоит вспомнить и сногсшибательные эксперименты с монтажом и цветом, которые уже давно стали признаком его авторского стиля. Эту картину также можно отнести к импровизированной категории "депрессивных фильмов", которые были сняты режиссёрами во время их борьбы с собственной душевной драмой. Скажем, Роман Полански, находясь в депрессии после кровавого убийства жены да ещё и не рождённого ребенка, снял мрачные "Макбета" и "Китайский квартал". Ларс фон Триер не раз сознавался в собственных душевных неполадках, которые даже нуждались в клиническом лечении. Его "Антихрист" точно и правдиво изображает реакцию человеческой психики на трагические события.
Триеровская героиня постепенно проходит все стадии потери близкого человека: шок, гнев, депрессию и примирение. Однако болезнь заводит женщину в дебри, и вместо примирения, её и мужа ожидает "Скорбь", "Боль" и "Отчаяние" (так называются и разделы в фильме фон Триера). Однако "Антихрист" даёт основания для размышлений не только психотерапевтам, но и психоаналитикам: в фильме есть несколько сцен, словно снятых специально для них. Странно, почему за картину фон Триера ещё не взялись профессиональные "целители душ".
В беседе с журналистами Ларс фон Триер заявил, что преодолеть депрессию ему помог шаманизм. В конечном итоге, почему бы обидам "Лани", "Лиса" и "Ворона", которые периодически возникают перед героями "Антихриста", не быть воплощением шаманских духов-покровителей? "Лань", скажем, символизирует заботу о ближних, "Лис" воплощает рассудительность и умение достигать своей цели тихо и незаметно, а "Ворон" несёт с собой силы "Хаоса". При этом слоган "Антихриста" - "Хаос правит всем" находит новую трактовку, ведь в шаманизме именно "Хаос" транслирует мощную энергию, которая помогает человеку изменить свою жизнь.
Название ленты - "Антихрист", также вызывало массу вопросов у зрителей. Кто-то считает, что антихристом в этой истории является женщина, а некоторые утверждают, что "Антихрист" - это просто подходящее название для фильма. Но, скорее всего, название просто демонстрирует "обратный отсчёт", заложенный в этой мифологической истории. Отношения "Адама" и "Евы" из "Ветхого Завета", как и путешествие евангельских, "Иосифа" и "Марии", закончились деторождением. "Антихрист" начинается со смерти ребёнка. Далее - путешествие в "Эдем", грехопадение под деревом, и дальше - всё по плану.
Этот фильм, словно опера, затягивает и захватывает своей полифоничностью и многогранностью. То мастерство, с которым режиссёр создал таинственную атмосферу леса вокруг "Эдема", вызывает восхищение, по-видимому, подобные впечатления были и у средневекового мирянина, который впервые попал в готический собор. Это как раз тот случай, когда никакие фразы не заменят просмотра, и не смогут передать всех впечатлений от работы мастера.