Через двадцать три года режиссёр вернулся к своему знаменитому персонажу Гордону Гекко - хитрому и жестокому финансисту, лозунг которого - "Жадность - это прекрасно!". В фильме 1987 года "Уолл Стрит" Гекко представлял сборный образ американских финансовых боссов, которые наживали свои состояния, уничтожая компании и лишая тысячи работников работы и перспектив. В первом фильме Гекко сбивал с праведного пути молодого брокера Бада Фокса, фактически принуждая его выбирать между безумными деньгами и собственным отцом. Фокс, которого в конце фильма замучила совесть, всё-таки выдал полиции все незаконные сделки бывшего начальника и кумира. В финале фильма рабочие компании, на которую зарился Гекко, сохранили свои рабочие места, а сам финансист вполне справедливо потерял свободу.
В картине "Уолл Стрит 2: Деньги не спят" Гордон Гекко избавился от своего образа дьявола-соблазнителя и появился перед зрителями обычным, хотя и никчёмным, человеком. В начале фильма мы видим финансиста во время его выхода из тюрьмы. На улице 2001 год, он выглядит старым, сломленным и никому не нужным.
Предложение снять продолжение "Уолл Стрит" Оливер Стоун получал ещё с середины 2000-х, когда США переживали финансовый бум. Но режиссёр не хотел воскрешать своего героя во времена, когда вся страна радовалась мнимому финансовому достатку. Но когда иллюзия благоденствия лопнула, словно мыльный пузырь, и начался всемирный финансовый кризис, Оливер Стоун осмелился на сиквел.
Теперь Гордон Гекко, лишённый своих богатств, должен достичь прежнего величия в непростой ситуации финансовой катастрофы. Впрочем, протагонистом картины всё же является не Гордон, а очередной легковерный юноша, с Уолл Стрит (Шайя Лабуф). Как и его предшественник Бад, Джейк порочно решает, что дружба с Гекко - путь к успеху. Ситуация осложняется ещё и тем, что парень помолвлен с дочерью Гордона Винни, которая не желает знаться с отцом-преступником. И, как всегда, Гекко выступает удачным манипулятором, который играет на чувствах и мечтах Джейка, чтобы устранить своих врагов, а также, если повезет, достичь взаимопонимания с дочерью.
Лента "Уолл Стрит 2: Деньги не спят" отмечается в первую очередь интересной стилистической неоднородностью. Первые кадры картины начинаются в духе "уличного реализма" 1970-х, но впоследствии фильм практически не выходит из павильонов. Стоун использует полиэкран, а также анимационные вставки, которые должны наглядно показывать движение денег по Уолл Стрит.
Кроме того, режиссёр ни на мгновение не забывает, что его кино - это критика проблем американского общества, поэтому он демонстрирует нам яркие портреты людей, чересчур увлекшихся деньгами и потреблением. Из персонажей второго плана, по-видимому, больше всего запоминаются мать Джейка, воплощенная Сьюзен Сарандон, и владелец крупного банка, - Джули, сыгранный невероятно фантастическим Илаем Уоллаком.
Героиня Сарандон и персонаж Воллоха - словно две стороны одной медали: она - обыватель, развращённая кредитами, он - хладнокровный банкир, который и питается деньгами таких "глупышек". И если мать Джеймса, стараниями Сарандон, выглядит скорее комичным персонажем, то, благодаря бессмертному мастерству Воллоха, его герой - уродливый жадный старикан, вызывающий лишь ужас и отвращение.
Но Оливер Стоун не останавливается на критике отдельных вымышленных персонажей, его мишень - общество в целом. Скажем, он вводит в фильм сцену благотворительного балла, где отвратительные, разодетые жены финансистов сплетничают, не зная о приближении финансового краха.
Не забывает режиссёр и о местных борцах с капитализмом: в картине присутствует левый сайт "Грязная правда", который так же гоняется за деньгами инвесторов, как и менее политически ангажированные СМИ, а возглавляет этот "некоммерческий" проект дочь Гекко Винни, у которой 100 миллионов долларов на швейцарском счёте и жених с Уолл-стрит.
Иногда Стоуна подводит лишняя серьёзность и кое-где увесистая и навязчивая режиссура, особенно он, перебирает с образом мыльного пузыря, который буквально мозолит глаза в этой двухчасовой картине. Создаётся впечатление, что режиссёр любой ценой старался вбить в головы зрителей "сверхценную" идею, которая в результате так и осталась туманной.
Впрочем, Оливер Стоун не был бы самим собой, если бы в финале не повернул всё на торжество семейных ценностей. Отчасти такая позиция удивляет, но этот кинорежиссёр всегда совмещает лад в семье с завершением сложных общественных процессов. Хотя финальные сцены картины выглядят странно, на фоне мрачного мира, заражённого погоней за деньгами.
Впрочем, эти сцены можно интерпретировать и как выражение надежды на будущее, и как, одновременно, страх перед ним. В конечном итоге, самая главная привлекательность ленты "Уолл Стрит 2: Деньги не спят" именно в его "просветительском". Если до этого времени вы ничего не знали о жизни финансов и финансистов, то после фильма, возможно, и лишитесь некоторых своих иллюзий.